В ночном небе в конце лета появляется яркая двойная звезда. Она называется Бетельгейзе, и с 2003 года медленно умирает (когда-то это была гораздо более яркая звезда). Но теперь, когда ее ядро остыло достаточно, чтобы образовать вокруг себя богатую железом оболочку, возможно, она приближается к точке, когда звезда взорвется как сверхновая — что стало бы чертовски впечатляющим зрелищем в наших небесах!
Предсмертные судороги таких звезд, как Бетельгейзе, - довольно драматические события; они могут вызвать выброс огромного количества радиации из их ядер, создавая мощные взрывы, известные как гамма-всплески или GRB. В последний раз мы наблюдали подобное событие во время взрыва звезды Mira 2C в 1987 году. Это вызвало мощный всплеск света, видимый по всей Северной Америке, но не в Европе из-за разницы расстояний между Землей и Солнцем.
На данный момент у Бетельгейзе, похоже, нет никаких очевидных признаков надвигающейся гибели, поэтому астрономы не беспокоятся о возможности того, что в ближайшие несколько лет на нас обрушится еще одна GRB. Однако, если звезда действительно эффектно погаснет, взорвавшись в сверхновую, это может дать ученым новый шанс изучить, что происходит, когда умирают массивные звезды.
На этом снимке показаны два вида Бетельгейзе, сделанные 22 августа 2019 года с помощью очень большого телескопа ESO. В левом верхнем углу вы видите “лицо” звезды, когда смотрите в сторону созвездия Орион. В правом нижнем углу вы можете увидеть некоторые пылевые облака, окружающие звезду. Предоставлено: ESO/JPL-Caltech
До сих пор на самом деле не было сделано ничего, что помогло бы исследователям понять, как работают эти типы звездных смертей. Поскольку жизнь Бетельгейзе приближается к концу, это может, наконец, дать нам возможность узнать о них больше благодаря предстоящей вспышке сверхновой.
Однако все зависит от того, действительно ли Бетельгейзе взорвется…
Если Бетельгейзе умрет до того, как превратится в сверхновую, то нам следует ожидать наблюдения множества ярких вспышек, исходящих от поверхности звезды в ее последние дни. Эти вспышки предоставили бы астрономам много информации о том, как взрываются звезды после прохождения периода остывания.
Однако, если Бетельгейзе превратится в сверхновую, то у нас будет не так много шансов увидеть эти извержения, потому что звезда, скорее всего, полностью сгорит задолго до того, как кто-нибудь сможет их хорошенько рассмотреть. Так