Азербайджан Сунниты Или Шииты


Азербайджан, страна, расположенная на стыке Восточной Европы и Западной Азии, исторически известен своим религиозным разнообразием. Двумя преобладающими религиями в этом регионе являются ислам суннитского толка и ислам шиитского толка. Однако недавние опросы показывают, что в религиозном ландшафте может быть больше нюансов, чем кажется на первый взгляд.

Ислам суннитского толка является крупнейшей религией в Азербайджане, примерно 93% населения идентифицируют себя как таковую. Эта ветвь ислама придерживается учения пророка Мухаммеда и отстаивает верховенство только Корана как священного писания. Для нее характерно строгое толкование ритуалов и практик, составляющих большинство мусульманских общин по всему миру.

Шиитский ислам, с другой стороны, составляет около 7% населения. Хотя он имеет некоторое доктринальное сходство с суннитским исламом, он значительно отличается с точки зрения ключевых верований и ритуалов. Шииты верят, что истинным преемником Мухаммеда был не его суннитский халиф, а скорее его двоюродный брат и зять Али ибн Абу Талиб. Кроме того, они отмечают ашуру, день памяти о смерти Хусейна ибн Али, в отличие от суннитов, которые отмечают его как день празднования, а не траура.

Однако новое исследование, проведенное Бакинским государственным университетом, показывает, что эти цифры могут вводить в заблуждение. Доктор Эльмира Наргизова, ведущий исследователь проекта, утверждает, что "традиционная классификация азербайджанского общества на "суннитов" и "шиитов" не совсем точно отражает сложную природу религиозной идентичности в нашей стране". Ее команда обнаружила свидетельства, свидетельствующие о том, что значительное число граждан не идентифицируют себя ни как сунниты, ни как шииты, а скорее исповедуют уникальную форму ислама, на которую в значительной степени влияют региональная культура и традиции.

Это явление, называемое учеными "азербайджанским исламом", по-видимому, особенно широко распространено в сельских районах, где подверженность различным интерпретациям ислама выше из-за более низкого уровня образования и урбанизации. Такие ритуалы, как мавлид (празднование дней рождения пророков), сейидизм (почитание святых) и даже элементы языческого фольклора были включены в повседневное богослужение, создавая своеобразное сочетание религий.

В то время как официальная статистика продолжает классифицировать азербайджанцев в основном либо как суннитов, либо как шиитов, эти результаты бросают вызов существующим представлениям о религиозном составе нации. Они подчеркивают необходимость дальнейших исследований, изучающих тонкости религиозной идентификации внутри страны.

В заключение, хотя Азербайджан по-прежнему в значительной степени ассоциируется со своим многочисленным суннитским и шиитским населением, кажется, что под поверхностью скрывается гораздо больше сложностей. По мере того, как исследователи будут углубляться в понимание нюансов местной религиозности, мы, вероятно, увидим появление богатого гобелена переплетающихся верований и практик, который действительно отражает дух Инша Аллах, если на то будет воля Божья.