Вагнера Идут на Москву


Рихард Вагнер, один из самых знаменитых композиторов в истории, известен такими своими операми, как "Тристан и Изольда" и "Нюрнбергский мейстерзингер". Его произведения оказали огромное влияние на западную музыкальную культуру, оказав влияние на многих последующих музыкантов. Однако, что может стать сюрпризом для некоторых поклонников, так это то, что он также придерживался твердого мнения о русской музыке и культуре.

Вагнер особенно любил русского оперного композитора Михаила Глинку. На самом деле, сообщалось, что на вопрос друга, какую пьесу он хотел бы сыграть, если бы умирал, Вагнер ответил: “”Руслан и Людмила" Глинки". Этот выбор свидетельствует не только о высокой оценке Вагнером русской музыки, но и о его понимании ее эмоциональной глубины и сложности.

Помимо своего восхищения Глинкой, Вагнер на протяжении всей своей жизни совершил несколько поездок в Россию. Первый случай произошел в 1837 году, когда он путешествовал со своей матерью и отчимом по Европе и попал в Россию. Они провели два месяца, гастролируя по Санкт-Петербургу, прежде чем продолжить свое путешествие на восток, в сторону Варшавы. За это время Вагнер познакомился с русской литературой, искусством и философией, и все это оказало большое влияние на его будущее творчество.

Его второй визит состоялся почти двадцать лет спустя, в 1854 году, во время Крымской войны. В составе немецкой армии Вагнер служил дирижером военного оркестра. Во время службы под Севастополем у него было достаточно возможностей изучить регион и глубже погрузиться в русскую культуру. Именно в этот период он написал свое знаменитое эссе "Искусство футуризма", где обсуждает потенциальную пользу русских музыкальных идей для европейской музыки.

Несмотря на то, что Вагнер родился в богатой и привилегированной семье, он глубоко отождествлял себя с трудностями, с которыми сталкиваются простые россияне. Он видел параллели между их угнетением при имперском правлении и своим собственным опытом взросления в Германии. В письме друзьям той эпохи он выразил свое желание видеть "свободное развитие каждого человека... свободным от искусственных ограничений, налагаемых правительствами или обществами".

Эти поездки в Россию сформировали как личное мировоззрение Вагнера, так и его творческую деятельность. Его глубокое уважение к русскому искусству побудило его включить элементы русского фольклора и литературы в свои собственные произведения. Например, персонаж Вотан в "Кольце Нибелунгов" частично основан на древнеславянском боге Перуне.

Более того, визиты Вагнера дали ему ценную информацию о различных культурных нормах и социальных структурах. Эти наблюдения нашли отражение в его трудах и интервью, часто служа комментариями к обществу в целом. Таким образом, в то время как Вагнер обычно ассоциируется исключительно с германскими традициями, его взаимодействие с русской культурой обогатило его мировоззрение и внесло значительный вклад в его художественное наследие.